В целях принятия оперативных мер по пресечению противоправной деятельности на государственной границе и в пунктах пропуска, соблюдения законности прав граждан, а также в целях улучшения взаимодействия пограничников с населением во всех контрольно-пропускных пунктах ГПС КР функционируют телефоны доверия.
Граждане, ставшие свидетелями нарушений прав граждан, злоупотреблений и других противозаконных действий со стороны военнослужащих и должностных лиц ГПС КР, могут сообщить по установленным на местах телефонам.
Со своей стороны руководство ГПС КР гарантирует, что ни одно заявление, ни одно критическое замечание не будет оставлено без внимания и реакции руководства.
ТЕЛЕФОНЫ
членов Совета по противодействию коррупции Государственной пограничной службы Кыргызской Республики
приемная председателя | 54 – 90 – 44 |
приемная начальника Главного штаба — первого заместителя председателя |
54 – 90 – 46 |
Дежурный по Главному штабу | 54 – 95 — 87 |
полковник Сооронбаев Руслан Кенешбекович | 0773-62-63-03 |
полковник Сыдыкназаров Маматкан Жалилбекович | 0773-99-09-09 |
ПРИКАЗ о противодействии коррупции
ПЛАН антикоррупционных мероприятий ГПС КР на 2014 — 2015 годы
Главным событием 2013 года стало принятие Указа Президента «О Государственной стратегии антикоррупционной политики Кыргызской Республики и мерах по противодействию коррупции». Этот документ является свидетельством того, что государство намерено всерьез взяться за борьбу с коррупцией, укрепление правопорядка, усиление защиты прав и свобод граждан от противоправных посягательств, повышение эффективности борьбы с экстремизмом и преступностью, угрожающими национальной безопасности республики.
К сожалению, все эти проблемы приобрели не просто масштабный характер, стали привычным, обыденным явлением, характеризующим специфику нашей жизни. Коррупция, нестабильная общественно-политическая ситуация в республике разъедают общественную систему изнутри, подрывают экономику, пагубно влияют на имидж государства в глазах мирового сообщества. Но главное – разрушают доверие населения к власти, по сути, сводят на нет все ее решения, направленные на создание свободного, демократического общества. Все это еще более усугубляется в условиях экономического кризиса, когда так важно обеспечить социальную стабильность в обществе.
Именно поэтому борьба с коррупцией сегодня является приоритетной задачей, определенной Президентом и Правительством Кыргызской Республики.
В Государственной пограничной службе Кыргызской Республики начата активная работа по реализации Указов Президента Кыргызской Республики. Разработан пакет ведомственных документов, определяющих ключевые направления в служебно-боевой деятельности соединений и частей по исполнению указов, а также определены основные задачи для органов управления. В целях укрепления общественной безопасности в республике совместно с органами местного самоуправления и взаимодействующими структурами проводятся профилактические мероприятия по недопущению межэтнических столкновений и соблюдению правил режима государственной границы. Командирами соединений, частей и подразделений постоянно проводятся собрания с местными жителями, ведется разъяснительная работа. Жителей приграничья активно привлекают к охране границы. В этом плане весьма эффективной показала себя программа по созданию на приграничных территориях добровольных народных дружин (ДНД). ДНД полностью состоят из числа местных жителей, заинтересованных в укреплении общественной и пограничной безопасности. Периодически благодаря бдительности таких граждан, пограничникам удалось задержать контрабандный груз. И таких примеров немало.
Государственная пограничная служба проводит целый комплекс мероприятий, направленный на развитие системы пограничной безопасности, позволяющей оперативно и эффективно реагировать на любое обострение ситуации в Кыргызстане и в регионе, в целом.
Сегодня к таким угрозам национальной безопасности терроризм, экстремизм и наркобизнес мы относим и коррупцию. К сожалению, коррупция — это системная проблема, которая, прежде всего, снижает эффективность деятельности всех ветвей власти, тем самым, ослабляя государство. Коррупции в большей или меньшей степени подвержены все государства мира, но факт, что по оценке Транспэренси Интернэшнл, в 2013 г. Кыргызстан оказался на 166 месте из 180 государств по уровню коррумпированности, говорит сам за себя. Как показывает практика, решение этой проблемы безопасности возможно только при применении системного подхода.
Указ Президента Кыргызской Республики «О Государственной стратегии антикоррупционной политики КР и мерах по противодействию коррупции» стал первым и очень важным шагом в создании механизма комплексного решения этой проблемы. Этот документ показывает, что борьба с коррупцией – это общенациональная задача. К сожалению, выявляя проблемы, мы зачастую забываем о причинах. Противоправные действия на государственной границе, связанные с коррупцией, во многом являются следствием материального положения военнослужащих, их социальной незащищенностью, отсутствием жилищных условий. Нисколько не оправдывая коррупционные действия военнослужащих, тем не менее, необходимо отметить немаловажность государственной поддержки военных: экономической, правовой и социальной.
Понимая необходимость борьбы с коррупцией и другими противоправными действиями на границе, в ГПС КР разработана целая программа антикоррупционных мер. Прежде всего, создана нормативная база ведомства. Широкими полномочиями наделен Совет по противодействию коррупции Государственной пограничной службы Кыргызской Республики, который является основным ведомственным органом по вопросам выявления и устранения существующих условий для коррупции, а также пресечения попыток создания условий, которые могут привести к коррупции. Совету поручены разработка антикоррупционной политики, в основу которой будет положен анализ ведомственных коррупционных проявлений и тенденций.
В рамках деятельности Совета в январе 2013 года в международном аэропорту «Манас» состоялось совещание по обсуждению вопросов борьбы с противоправной деятельностью и коррупционными проявлениями в пунктах пропуска через государственную границу. Совещание проводилось с целью разработки механизмов, позволяющих исключить незаконные действия контролирующих органов и служб при исполнении ими служебных обязанностей в пунктах пропуска. Позднее аналогичное совещание было проведено в аэропорту г.Ош.
Пакет документов, который уже разработан в Государственной пограничной службе, включает в себя такие формуляры как «Методика работы руководителя органов пограничного контроля по предупреждению и пресечению вовлечения военнослужащих органов пограничного контроля в противоправную деятельность» и «Алгоритм действий военнослужащего при поступлении предложений противоправного характера». Кроме того, проводится широкая разъяснительная работа среди населения, во всех пунктах пропуска установлены информационные щиты с телефонами доверия для лиц, пересекающих государственную границу. В настоящее время мы разрабатываем программу информационного обеспечения антикоррупционной кампании.
Понимая, что огромная степень ответственности по охране и защите государственной границы возложена на органы пограничного контроля, мы постоянно работаем над мероприятиями по профилактике противоправных действий среди военнослужащих пунктов пропуска. В рамках подобных мероприятий мы часто приглашаем сотрудников прокуратуры, которые проводят занятия с военнослужащими государственной пограничной службы, разъясняют им меры ответственности и необходимость соблюдения требований национального законодательства.
Более того, руководством пограничного ведомства проводятся внезапные проверки несения службы в пунктах пропуска. В 2013 г. по результатам этих проверок 23 военнослужащих получили взыскания, трое — переведены на должности, не связанные с пограничным контролем, один военнослужащий был уволен.
С целью исключения причин и условий для незаконных действий военнослужащих органов пограничного контроля при несении службы осуществлено перемещение военнослужащих в подразделениях пограничного контроля.
Эти мероприятия коснулись 28-ми военнослужащих органов пограничного контроля, кому предстояло повышение по должности для получения очередного воинского звания, а также военнослужащих, в отношении которых имелась оперативная информация о причастности к коррупционным действиям.
В связи с жалобами граждан, пересекающих государственную границу, на сотрудников пунктов пропуска руководством ГПС КР в октябре 2013 г. было проведено административное расследование, в ходе которого на контрольно-пропускном пункте «Ош-аэропорт» выявлены нарушения, создающие условия для коррупционных проявлений, а именно поборов со стороны военнослужащих органов пограничного контроля.
По итогам административного расследования председатель ГПС КР принял строгие дисциплинарные меры в отношении виновных лиц. Так, пять военнослужащих контрольно-пропускного пункта «Ош-аэропорт» уволены из рядов Пограничной службы, 5 должностных лиц освобождены от занимаемых должностей, а ряд высоких должностных лиц ГПС КР получил дисциплинарные взыскания за слабое руководство и непринятие мер по своевременному предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений среди военнослужащих КПП.
Аналогичные проверки деятельности сотрудников органов пограничного контроля проводятся во всех контрольно-пропускных пунктах ГПС КР.
Коррупция – это не только проблема государственных органов, это проблема всего общества. Следовательно, только при активном и совместном участии гражданского сектора можно добиться реальных результатов в борьбе с коррупцией. Именно поэтому Государственная пограничная служба активизировала работу по своевременному выявлению, профилактике и анализу информации в отношении военнослужащих ГПС КР с представителями бизнес-среды, гражданского сектора и взаимодействующими органами.
Первыми и весьма успешными результатами совместной деятельности стало то, что в последнее время существенно снизилось количество жалоб и заявлений от граждан, пересекающих государственную границу.
По линии служебно-боевой деятельности Государственной пограничной службы также отмечается значительное улучшение воинской дисциплины среди военнослужащих органов пограничного контроля, не допускаются нарушения требований руководящих документов, регламентирующих деятельность пограничников.
В целях повышения эффективности охраны и защиты государственной границы Кыргызской Республики, а также в целях борьбы с коррупционными проявлениями в контрольно-пропускных пунктах Государственной пограничной службы Кыргызской Республики устанавливается система видеонаблюдения по усовершенствованной технологии.
Преимущество IP-видеокамер в том, что имеется возможность удаленного доступа к камерам, т.е. руководство ГПС КР может из штаба наблюдать за деятельностью сотрудников органов пограничного контроля.
В рамках реализации пилотного проекта системы видеонаблюдения установлены в пунктах пропуска «Акжол-автодорожный» и «Чалдовар-автодорожный».
Установка видеокамер в кабинах паспортного контроля позволит наблюдать весь процесс проверки документов лиц, пересекающих государственную границу. Кроме того у установленных камер видеонаблюдения угол обзора охватывает полную территорию пунктов пропуска и фиксирует процессы въезда/выезда и досмотра транспортных средств в зоне пограничного контроля.
Установка новой системы видеонаблюдения позволит также фиксировать конфликтные ситуации. На данный момент установка системы видеонаблюдения завершена на контрольно-пропускном пункте «Акжол-автодорожный». Работы по установке системы видеонаблюдения продолжаются в пункте пропуска «Чалдовар-автодорожный».
В целом, в пограничном ведомстве запланирован целый комплекс мероприятий по реализации государственной стратегии антикоррупционной политики Кыргызской Республики. В плане по противодействию коррупции, разработанном в пограничном ведомстве предусмотрены такие пункты, как например, подбор и назначение военнослужащих на материально-ответственные должности на конкурсной основе по установленным критериям. Таким образом, минимизируется возможность протекции со стороны заинтересованных лиц. Более того, разрабатываются мероприятия, которые позволят обеспечить прозрачность процессов приобретения, учета, эффективности и целесообразности расходования материальных и финансовых средств. Еще один ключевой момент – это сокращение количества проверок финансовой деятельности и тылового обеспечения ГПС КР. Частые проверки, как показывает опыт, не являются панацеей от коррупционных проявлений, более того создают и расширяют круг вовлекаемых в противозаконную деятельность.
Исходя из реалий времени, мы делаем основной упор на проведение непрерывной работы на всех уровнях со всеми категориями военнослужащих по воспитанию у личного состава чувства ответственности, береженого отношения к материальным и техническим средствам.
Стоит отметить еще один немаловажный факт. Принимая жесткие меры по борьбе с коррупцией и другими противоправными действиями на границе, мы порой встречаем непонимание, а зачастую откровенное неприятие со стороны рядовых граждан. Наглядно демонстрирует ситуацию пример, когда в Лейлекском районе Баткенской области в феврале 2013 года жители села Кулунду после безуспешных попыток склонить пограничников к пособничеству в незаконном провозе через границу ГСМ, но получив категоричный отказ, проявили агрессию по отношению к пограничному наряду. В адрес пограничников постоянно звучат угрозы от граждан, занимающихся контрабандой.
Другой пример – ситуация в селе Кош-Добо на участке ответственности Ала-Букинского пограничного отряда. Местные жители, которые активно вовлечены в контрабандную деятельность, открыто требуют от государственных органов и от руководства ГПС КР убрать с участка границы группу специального назначения и в буквальном смысле «закрыть глаза» на незаконный провоз ТНП, удобрений и других товаров через границу.
Следующий ключевой момент – это низкий уровень сознания людей, которые понимают, что любая противозаконная деятельность – это преступление, но при этом не хотят следовать букве закона. При этом государству наносится огромный экономический ущерб.
К примеру, только в 2013 году пограничниками было задержано контрабанды на сумму более 22 миллионов сомов.
Вышеперечисленные примеры яркое доказательство того, что вопросы укрепления общественной и национальной безопасности, проблема борьбы с коррупцией требуют системного подхода, включающего в себя экономический, социальный, образовательный и правовой аспекты.
Одним из оптимальных решений проблем борьбы с коррупцией в Государственной пограничной службе республики могут стать целевые программы по предупреждению, выявлению и пресечению коррупционных преступлений, над разработкой которых мы и работаем в настоящее время.
В рамках этих программ, а также в рамках реализации «Стратегии комплексного управления государственной границей на период до 2022 года», утвержденной правительством Кыргызской Республики, мы планируем провести комплекс мер по совершенствованию всей системы пограничной безопасности: нормативно-правовой базы, форм и способов охраны и защиты государственной границы, строительства и развитию всей инфраструктуры Государственной пограничной службы.
В ходе реализации данного документа в сфере пограничной безопасности произойдут коренные изменения, которые положительным образом отразятся на охране и защите государственной границы и национальной безопасности государства в целом.