Государственная пограничная служба Кыргызской Республики стремится проводить активную деятельность по сотрудничеству с государствами и международными организациями.
Основой сотрудничества Государственной пограничной службы КР с международными проектами и дипломатическими представительствами иностранных государств в Кыргызской Республике является интеграция Кыргызстана в мировое сообщество, а также обеспечение пограничной безопасности в соответствии с требованиями норм и правил международного права.
Основополагающими вопросами международного сотрудничества являются проблемы борьбы с международным терроризмом и религиозным экстремизмом, с незаконной миграцией, с распространением и перевозкой наркотиков.
Приоритетными направлениями международного сотрудничества Пограничной службы Кыргызской Республики являются:
— Обустройство границ в соответствии с современными требованиями.
— Привлечение материально-технической помощи.
— Налаживание военных контактов в сфере обмена информацией.
— Профессиональная подготовка военнослужащих.
В рамках Евразийского экономического сообщества
Межгосударственный Совет ЕврАзЭС (на уровне глав правительств) Решением от 26 февраля 2002 года № 37 утвердил План проведения комплексного анализа состояния дел на внешних границах государств-членов Евразийского экономического сообщества (далее – План).
Планом предусмотрено создание межведомственных рабочих групп в государствах-членах Евразийского экономического сообщества, в состав которых вошли представители заинтересованных министерств и ведомств, для проведения комплексного анализа состояния дел на внешних границах, сбора, обобщения и анализа результатов обследования, предоставления итогов и обобщенных предложений по укреплению внешних границ Сторон в Секретариат Интеграционного Комитета ЕврАзЭС.
Правительствами государств-членов Евразийского экономического сообщества определены координирующие органы по организации работы межведомственных рабочих групп по проведению комплексного анализа состояния дел на своих участках внешних границ:
— в Республике Беларусь — Государственный Комитет Пограничных войск Республики Беларусь;
— в Республике Казахстан – Комитет таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан;
— в Кыргызской Республике – Государственная пограничная служба Кыргызской Республики;
— в Российской Федерации — Пограничная служба Федеральной службы безопасности Российской Федерации;
— в Республике Таджикистан — Министерство экономики и торговли Республики Таджикистан
Создана Межгосударственная комиссия по разработке и внедрению Комплексной целевой программы по укреплению и обустройству внешних границ государств-членов Евразийского экономического сообщества (далее – Программа), в состав которой вошли руководители межведомственных рабочих групп Сторон и представители Секретариата Интеграционного Комитета ЕврАзЭС.
Укрепление и обустройство внешних границ Евразийского экономического сообщества осуществляется с целью:
— предупреждения и пресечения перехода внешних границ лицами, перемещения грузов, товаров и транспортных средств вне пунктов пропуска и в не установленное время;
— создания идентичных режимов в пунктах пропуска через внешние границы;
— осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля по единым принципам и требованиям с учетом интересов всех Сторон.
В рамках Организации Договора о коллективной безопасности
Сотрудничество Государственной пограничной службы Кыргызской Республики с Организацией Договора о коллективной безопасности началось с образования в Кыргызстане единого самостоятельного ведомства по охране и защите государственной границы.
Пограничной службой КР были рассмотрены такие проекты как:
— Соглашение о создании единой системы противовоздушной обороны государств- членов Организации договора о коллективной безопасности Восточноевропейского региона коллективной безопасности;
— Соглашение о создании единой системы противовоздушной обороны государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности Кавказского региона коллективной безопасности;
— Соглашение о создании единой системы противовоздушной обороны государств- членов Организации договора о коллективной безопасности Центрально-азиатского региона коллективной безопасности;
— Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение о правовом статусе Организации договора о коллективной безопасности;
Данный проект протокола, в частности, предусматривает предоставление Полномочным представителям при ОДКБ таких привилегий и иммунитетов, иных гарантий деятельности, которые позволят Полномочным представителям более эффективно выполнять свои функции, будут соответствовать международному праву и сложившейся практике обеспечения деятельности представителей государств при международных организациях.
В рамках Совета командующих Пограничными войсками СНГ
Совет командующих является коллегиальным органом Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества Независимых Государств по вопросам координации охраны внешних границ и экономических зон государств-участников Содружества Независимых Государств.
Основной формой работы Совета командующих являются заседания, которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал в столицах государств-участников Содружества Независимых Государств, подписавших Решение Совета глав государств о создании Совета командующих Пограничными войсками от 6 июля 1992 г. Внеочередные заседания Совета командующих созываются по поручению Совета глав государств или Совета глав правительств Содружества Независимых Государств, а также по просьбе одного или нескольких членов Совета командующих, но при согласии не менее двух третей его членов.
Целями деятельности Совета командующих являются:
— согласование усилий по реализации решений Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества Независимых Государств и собственных решений, а также положений Устава Содружества Независимых Государств, касающихся пограничных вопросов;
— координация усилий Пограничных войск в области охраны внешних границ и экономических зон, а также по обеспечению стабильного положения на них;
— развитие дружественных связей между Пограничными войсками государств-участников Содружества;
— содействие развитию и укреплению Пограничных ведомств государств-участников Содружества путем сближения национального законодательства по вопросам границ и их охраны, взаимного обмена информацией, сотрудничества в области военно-технической политики и подготовки кадров.
Наиболее актуальными проблемами обеспечения пограничной безопасности, требующих аналитических исследований, являются:
— деятельность международных террористических и религиозно-экстремистских организаций в Центрально-азиатском регионе и районах ведения локальных войн и конфликтов;
— обстановка в Афганистане;
— нелегальная миграция;
— контрабандная деятельность по ее видам (в том числе контрабанда наркотиков и их прекурсоров, средств террора, товаров народного потребления и др.);
— деятельность организованных преступных группировок и других представителей криминального сообщества на государственной границе и в приграничных районах.
Одним из приоритетных направления международного сотрудничества Государственной пограничной службы КР является установление и развитие военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, международными организациями и программами по вопросам обеспечения пограничной безопасности.
Сотрудничество с Соединенными Штатами Америки
Сотрудничество с Соединенными Штатами Америки осуществляется в рамках программ «Экспортный контроль и Безопасность границ» (EXBS) и «Финансирование военных проектов за рубежом» (FMF), а также в рамках программы «Международное военное образование» (IMET).
Одним из приоритетных направлений сотрудничества с США является партнерство Государственной пограничной службы КР с Центральным Командованием США (ЦЕНТКОМ), совместно с которым в настоящее время реализуются несколько масштабных проектов.
В рамках сотрудничества с Центральным командованием (ЦЕНТКОМ) США Государственной пограничной службы КР проводятся различные мероприятия по программам «Борьба с наркотиками», «Борьба с терроризмом».
Сотрудничество с Европейским Союзом
Сотрудничество с Европейским Союзом осуществляется в рамках программ «BOMCA» — «Программа содействия управлению границами в Центральной Азии» (BOMCA). Программа финансируются Европейским Союзом и реализуется Программой Развития ООН (ПРООН) через региональный офис по управлению программами в Бишкеке. Сотрудничество Государственной пограничной службы КР с Европейским Союзом в рамках вышеупомянутых программ началось в 2003 году.
Цели Программы BOMCA – укрепление безопасности в Центральной Азии и содействие легальному перемещению граждан и товаров через границы государств региона.
Проекты программы BOMCA адаптированы к особенности Кыргызской Республики и механизм их реализации позволяет стране реализовывать проекты своим собственным путем.
В настоящее время реализуется 8 фаза (июль 2011 — июнь 2014 гг.) с общим бюджетом около 2.5 млн. долларов США, которая включает следующие компоненты:
Институциональное развитие (содействие НКЦ);
Совершенствование профессиональных навыков (тренинги, предоставление оборудования и ремонтно-строительных работ);
Укрепление потенциала агентств, работающих на границе в области предотвращения НОН (тренинги, предоставление оборудования и ремонтно-строительных работ);
Пункты пропуска и пограничные заставы (предоставление оборудования).
Сотрудничество с Международной Организацией по Миграции (далее МОМ)
Оказываемая помощь со стороны Международной Организации по миграции (МОМ) в обустройстве государственных границ КР в значительной степени повышает уровень борьбы с нелегальной миграцией и обеспечивает информацией о миграционном потоке в страну и из страны.
В частности в 2013 г. МОМ завершила проект «Автоматизированная система пограничного контроля» общим бюджетом 1,6 миллионов долларов США.
Сотрудничество с Российской Федерацией
Сотрудничество между Кыргызской Республикой и Российской Федерацией осуществляется в рамках договоров и соглашений, как на многосторонней так и на двусторонней основе, подписанных на уровне СНГ, СКПВ и ЕврАзЭС.
Основы сотрудничества между Кыргызской Республикой и Российской Федерацией были заложены в 1992 году Договором о дружбе сотрудничестве и взаимной помощи, в соответствии с которым в 1993 был подписан Договор между Кыргызской Республикой и Российской Федерацией о сотрудничестве в военной области.
С момента образования пограничного ведомства Кыргызской Республики по настоящее время двусторонние отношения между Кыргызстаном и Россией по пограничным вопроса развиваются динамично, в духе взаимопонимания и доверия.
Были проведены рабочие встречи между делегациями пограничных ведомств Кыргызской Республики и Российской Федерации, в ходе которых были обсуждены наиболее актуальные вопросы двустороннего сотрудничества, а также намечены дальнейшие перспективы развития двустороннего сотрудничества.
Сотрудничество с Республикой Турция
Государственная пограничная служба Кыргызской Республики сотрудничает с Генеральным штабом Вооруженных сил Турции с момента своего образования. За этот период Генеральный Штаб ВС Турции передал материально-технические средства в виде средств связи и вещевого имущества на.
Кроме того, военнослужащие Государственной пограничной службы КР проходят обучение в высших военных заведениях Республики Турции.
Сотрудничество с Китайской Народной Республикой
Сотрудничество с Китайской Народной Республикой осуществляется в рамках Соглашений, подписанных между Кыргызстаном и Китаем.
Так, в рамках подписанных Соглашений между Государственной пограничной службы КР и Министерством обороны КНР «О предоставлении безвозмездной военной помощи ПС КР» от 22 декабря 2004 года на сумму 2 млн. юаней и от 14 декабря 2005 года на сумму 3 млн. юаней, получено материально-техническое имущество и автомобильная техника на сумму 5 млн. юаней.
Начиная с 2003 года, ежегодно военнослужащие Государственной пограничной службы КР направляются на обучение в военно-учебные заведения Народно-Освободительной Армии Китая на безвозмездной основе.