Главная » В мире » Интервью для журнала The Diplomat: Член парламента Монголии, д-р Лувсанжамц Ганзориг
В мире  /  Для женщин

Интервью для журнала The Diplomat: Член парламента Монголии, д-р Лувсанжамц Ганзориг

387

Доктор ЛУВСАНЖАМЦ Ганзориг
По мнению молодого политика, загрязнение воздуха в Улан-Баторе не является следствием бедности. Он также обсудил коррупцию, методы её устранения и концепцию нового города Хархорум.

Доктор ЛУВСАНЖАМЦ Ганзориг, недавно избранный в парламент, активно поднимает темы загрязнения воздуха, коррупции и политической стабильности, а также необходимости переноса столицы Монголии. В интервью с журналисткой The Diplomat он рассказал о действиях правительства по решению этих вопросов в контексте расширенной законодательной власти.

— Учитывая, что Улан-Батор на протяжении последних десяти лет остается самым загрязненным городом по уровню загрязнения воздуха, как вы, человек, активно работающий над разрешением этой проблемы, считаете, в чем коренные причины? Какие меры были предприняты в этом году как законодательной, так и исполнительной властью?

— Многие исследователи связывают загрязнение воздуха с бедностью, однако я убежден, что основная проблема заключается в недостаточной способности государства четко выявить причины и разработать эффективные решения.

Во время весенней сессии парламента прошлого года были проведены публичные слушания, на которых выяснили, что с 2009 года правительство вложило ₮5.6 трлн в борьбу с загрязнением воздуха, но результаты оказались несущественными. Это свидетельствует о том, что не только нехватка финансов является основной проблемой. Ранее принятые меры сосредоточились на поддержке потребления, таких как субсидии на уголь и печи, в ущерб долгосрочным решениям, что не позволило всесторонне решить вопрос загрязнения.

С момента моего избрания в парламент я выделил борьбу с загрязнением воздуха как одну из своих главных задач. Мы провели исследования с учеными и пришли к выводу, что для эффективных решений необходимы меры, направленные на энергосбережение и повышение энергоэффективности, а не на увеличение потребления. Это стало основой для разработки четкого плана действий, нацеленного на совершенствование политики в области утепления домов и использования возобновляемых источников энергии.

19 июня 2025 года парламент принял Резолюцию № 57 по итогам работы рабочей группы, которую я возглавлял. Эта резолюция обязывает правительство и Центробанк Монголии оптимизировать систему «зеленого» финансирования и улучшить правовую базу для снижения загрязнения воздуха.

В декабре 2025 года, по предложению председателя парламента, было принято дополнительное постановление о более быстром внедрении этой политики. Исполнительная власть начала продвигать экологически чистые технологии, такие как теплоизоляция и электрическое отопление, а также расширять использование распределенных возобновляемых источников энергии.

На муниципальном уровне в 2025 году планируется проект по утеплению 5000 домохозяйств с вовлечением граждан. Кроме того, администрация района Чингелтей реализует проекты с частным сектором и международными организациями по переходу около 700 домохозяйств и школьных зданий на экологически чистые системы водоснабжения. Я считаю, что такие инициативы очень целенаправленные и эффективные. Важно расширять подобные проекты на всю страну, а не только на Улан-Батор.

Чтобы добиться значительного снижения уровня загрязнения, необходимо активное участие не только государства, но и местных органов, частного сектора, гражданского общества и самих людей. Мы должны создать экосистему, позволяющую перейти от традиционных «коричневых» технологий к «зеленым» решениям. В этом контексте мы начали кампанию «Дулаанбаатар» (в переводе с монгольского «Теплый баатар»). В 2025 году мы провели серию встреч, в которых получили профессиональные консультации от более чем 2000 домохозяйств в юртовых районах. Мы планируем расширить кампанию в будущем.

— В связи с вашим архитектурным образованием, какие структурные изменения, по вашему мнению, необходимо внести в Улан-Батор, чтобы уменьшить пробки, перенаселенность юртами и создать более здоровую среду для горожан?

— Основная причина пробок — это ограниченный доступ к объектам социальной инфраструктуры, таким как школы, детские сады, медицинские учреждения и зеленые зоны. Также недостаточно развитый общественный транспорт заставляет людей использовать личные автомобили, что ухудшает ситуацию.

Ключевым решением является увеличение доступа к социальной инфраструктуре, создание разнообразной сети общественного транспорта и формирование условий, удобных для пешеходов и велосипедистов. В этом контексте я возглавил рабочую группу по разработке концепции «20-минутного города», которую представил в соответствующее министерство.

С точки зрения профессионала, я также предложил несколько рекомендаций муниципальному управлению общественного транспорта для улучшения качества услуг. Некоторые меры, такие как возможность оплаты банковскими картами в автобусах и оптимизация маршрутной сети, уже начали внедряться. В дальнейшем, как сообщила столичная администрация, идет подготовка к изменению автобусных маршрутов на основе собранных данных и развитию масштабных систем общественного транспорта, таких как метро и легкорельсовый транспорт.

В этом году также планируется открыть первую линию канатной дороги. Я полностью поддерживаю эти градостроительные проекты.

Кроме того, я участвую в подготовке «Генерального плана развития Улан-Батора до 2040 года», который будет представлен на обсуждение в парламенте. Мы работаем над внедрением принципов создания города, ориентированного на людей, а не на автомобили.

— В Восточной Азии несколько стран принимают решение о переносе столиц в исторические места. Монголия рассматривает возможность переноса Улан-Батора в исторически значимый город Хархорум. Каковы шансы на реализацию этого проекта и как это улучшит жизнь монголов и экономику страны?

— Монголия в настоящее время представлена как высокоцентрализованное государство, где Улан-Батор является единственным центром. Будущая политика должна сосредотачиваться на улучшении жизни в сельских районах, расширении доступа к социальной инфраструктуре и создании новых рабочих мест.

Правительство разработало стратегию регионального развития, в рамках которой ведется подготовка к переносу столицы. Это политически обоснованный подход. Сначала следует развивать этот район как центральный город Хангайской области.

Для успешной реализации проекта важно активное участие частного сектора, так как именно он создает рабочие места в новой столице. Государство должно обеспечить создание привлекательной инфраструктуры для частных инвестиций. Также необходимо определить центры остальных пяти регионов и направить государственные инвестиции в эти города.

Я уверен, что к 2030 году, если будут реализованы инфраструктурные проекты, население Дархана и Эрдэнэта достигнет 200 000 человек, а Чойбалсана, Ховда, Өлгии и Сайншанда — 100 000 человек в каждом. Это позволит ощутимо продвинуть политику регионального развития.

Я также принимал участие в парламентской рабочей группе по законопроекту о новом городе Хархорум. Как специалист, я регулярно получаю обновления о разработке генерального плана. Я полагаю, что принципы, на которых будет строиться новая столица, учитывающие кочевую культуру, экологичность и компактность, являются правильными и хорошо продуманными.

Сегодня, путешествуя по городам мира, мы видим множество стеклянных небоскребов и застроек, ориентированных на автомобили. Градостроители отмечают, что лишь немногие города отражают историю, культуру и образ жизни своей страны.

Я надеюсь, что Новый Хархорум избежит ошибок других стран и станет городом, ориентированным на людей, отражающим историю Монголии, кочевую культуру и наследие.

— 2025 год был непростым для политической ситуации в Монголии. Мы стали свидетелями нескольких масштабных протестов, свержения правительства Оюн-Эрдэнэ Лувсаннамсрая и возвращения Занданшатара Гомбожава к власти. Как вы оцениваете политическую стабильность в Монголии в данный момент и что, по вашему мнению, вызывает такую нестабильность? Кажется, новый парламент слишком много времени тратит на борьбу с ней. Какие механизмы могут улучшить ситуацию?

— Нестабильность в исполнительной власти существует с момента установления демократии в Монголии, но в этом году она усилилась. Я считаю, что причина заключается в отсутствии четких идеологических основ и политических ориентиров внутри партий. Необходимо укрепить внутрипартийную демократию, чтобы партии могли участвовать в обсуждениях, исследованиях, разработке политики и открытых дебатах о руководстве и управлении.

Партии, пришедшие к власти, должны оставаться верными своей политике и стремиться к ее реализации, включая согласование бюджетных ассигнований.

В то же время, участие граждан в политических процессах, похоже, ограничивается лишь выборами и протестами. Политические партии должны отражать мнения граждан в государственной политике. Поэтому граждане, особенно молодежь, должны активно участвовать в местных собраниях, определять актуальные проблемы и предлагать решения, включать их в партийные программы и требовать их выполнения. Только так демократия может укрепиться. Эта проблема актуальна не только для Монголии, но и для многих других демократических стран.

Когда общественность четко понимает, как работают ветви власти, и требует отчетности от них, многие проблемы могут быть решены.

— Монголия продолжает привлекать иностранные инвестиции, однако многие зарубежные эксперты считают, что коррупция является серьезным препятствием для привлечения качественных долгосрочных инвестиций. Что необходимо сделать, чтобы улучшить ситуацию с коррупцией в стране?

— Коррупция существует в разных формах в каждой стране. Правительство Монголии, парламент, судебная система и антикоррупционные органы долгое время работают над решением этой проблемы, но пока без ощутимых результатов.

Для привлечения долгосрочных и стабильных инвестиций крайне важна последовательность в политике. Мы должны четко определить наши краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные стратегии и улучшить правовую базу для их реализации. Важно, чтобы политические партии согласовывали свои действия в интересах нации в ключевых областях.

Для успешной реализации проектов, позитивно влияющих на экономику, необходимы прозрачность и доступность информации. Доверие общества формируется при наличии открытых данных о проектах — где, когда и на каких условиях они будут реализованы. Важно, чтобы в программных документах четко указывались проекты, финансируемые как внутренними, так и внешними инвестициями, а Министерство экономики и развития уделяло особое внимание их осуществлению.

Я также убежден, что необходимо отказаться от систем, требующих множества согласований со стороны отдельных должностных лиц. Решения, зависящие от конкретных людей, создают неопределенность для бизнеса и инвесторов, увеличивая риски коррупции.

Государственный и частный секторы должны внедрять системы, основанные на четких планах и измеримых результатах, а не на субъективных решениях. Я считаю, что переход к системе, где деятельность может начинаться после уведомления о соблюдении стандартов и критериев, будет более эффективным. Мы сейчас работаем над правовой основой для этой реформы.

Наконец, необходима прозрачность в финансировании политических партий. Считается, что открытое раскрытие источников финансирования снижает уровень коррупции.

автор: Болор Лхаажав — исследователь, специализирующийся на Монголии, Китае, России, Японии, Восточной Азии и Америке. Она имеет степень магистра Азиатско-Тихоокеанских исследований Университета Сан-Франциско.

перевод: Татар С.Майдар

источник: The Diplomat
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт border.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК